С помощью тех же Космических Часов мы можем рассмотреть еще один цикл развития цивилизаций.
Согласно идее, высказанной Джозефом Кэмпбеллом, расцвет и падение цивилизаций Запада всякий раз проходит три стадии:
духовную, политическую и экономическую.
По мнению Дж. Кэмпбелла, юная цивилизация кипит первозданной творческой энергией, сильнейшими духовными и религиозными переживаниями. Мифы и игра воображения окрыляют и ведут за собой.
Когда же культура начинает отделяться от своего первоначального жизненного импульса, — берут верх практические мотивы.
На третьей, последней стадии духовная составляющая утрачивается полностью, и теперь общество печется только о своем экономическом благополучии.
С другой стороны, чем дальше, тем большее количество людей становится причастным к власти и получает возможность влиять на жизнь общества. В этом смысле "прогресс" идет рука об руку с "упадком" цивилизации.
Кэмпбелл заметил, что каждая из указанных стадий в Западной истории легко определяется по тому, какой тип архитектурного сооружения доминирует в городском ландшафте. Источник astrojurnal.ru
В средневековом городе самым приметным зданием всегда являлся собор; в городе эпохи Ренессанса — дворец; в современном же крупном городе это обычно бывает здание банка или коммерческой фирмы.
Можно проследить, как этот процесс повторялся по меньшей мере трижды в истории Западной цивилизации, согласно 2000-летним периодам подъема и спуска по вертикальной оси Великого Цикла.
Западноевропейская культура берет свое начало в Темных Веках, при прохождении точки Надира в 411 году.
В этом периоде доминирует духовное начало, так как Уран находился в 4-м и 5-м Домах Великого Цикла.
При переходе в 7-й Дом, Дом "взаимоотношений", в период Возрождения преобладающими стали политика и дипломатия, в наше же время мир находится всецело во власти экономических и корпоративных интересов, соответственно направленности 8-го Дома — Дома "объединенных ресурсов".
То же самое произошло с древнегреческой и римской культурами, чье начало пришлось на прохождение Ураном Середины Неба в 1565 г. до н. э.
В первую тысячу лет своей истории (Уран в 10-м — 12-м Домах) древние греки создали свои замечательные мифы и легенды.
При достижении Ураном первого Дома в 575 г. до н. э. (максимум самоуверенности, настойчивое утверждение себя вовне) политическая власть приобрела решающее значение в той и в другой культуре.
Экономические интересы возобладали в Римской империи, когда Уран вошел во второй Дом — Дом денег и материальных ценностей.
Все то же было и в древних государствах ближневосточного региона.
Пять тысяч лет тому назад загадочные города Шумерии были религиозными центрами, где родился первый из известных нам гениальных мифов — сказание о Гильгамеше.
Шумеры строили величественные храмы в течение тысячи лет, пока Уран продвигался вверх от Надира, начиная с 3539 г. до н. э.
При достижении Ураном Десцендента в 2552 г. до н. э. в городе-государстве Ур возник первый писаный кодекс законов, и аристократы стали понемногу отбирать власть у жрецов.
В эпоху 7-го Дома совершенствовалось военное искусство, возникла первая империя (Саргон I).
При переходе к 8-му Дому (аналог современной эпохи) Ур пал под натиском Вавилона.
Нараставшие в обществе беспорядок и неуверенность в завтрашнем дне заставляли людей крепче держаться за деньги и иные виды собственности, дававшие им призрачное ощущение безопасности.
Вследствие постоянных войн земли и материальные ценности оказались поделены между людьми, что дало повод для активизации коммерческих связей.
Четыре квадранта
Гороскоп поделен на четыре квадранта, имеющих отношение к четырем юнговским "психологическим функциям".
Интуиция, или непосредственное усмотрение, связывается с нижним восточным квадрантом,
эмоции — с нижним западным,
ощущение — с верхним западным, и
мышление — с верхним восточным квадрантом гороскопа.
Сопоставляя эти психологические "функции" с четырьмя квадрантами Великих Часов Цивилизации, мы замечаем, что они помогают нам понять, как именно люди того или иного периода истории воспринимали
окружающий мир и как проявляли себя в нем.
Дома, расположенные ниже линии горизонта (гуманистической оси) являются субъективными и личностными, а Дома выше горизонта — объективными и межличностными. Источник astrojurnal.ru
Восточная половина гороскопа — самоуверенная и самодостаточная, западная же — полагается более на других и заинтересована во взаимоотношениях.
Первый, нижний восточный квадрант символизирует субъективное самосознание, т. е. интуицию,
а второй — нижний западный — субъективное восприятие других людей, т. е. эмоцию.
Третий, верхний западный квадрант означает объективное восприятие других, или ощущение,
а четвертый, верхний восточный, — объективное восприятие себя, или мышление.
Горизонтальная линия обозначает собою прямой, непосредственный способ познания (интуицию — к востоку, ощущение — к западу от центра).
Меридиан, т. е. вертикальная ось обозначает непрямое, опосредованное восприятие или толкование чего-либо (эмоция — ближе к Надиру, мышление — к Середине Неба).
• Первый квадрант, охватывающий годы от 577 до н. э. до 411 н. э. (Классический, или античный мир) и простирающийся от Асцендента к Надиру, своей основной функцией имеет интуицию.
Это как нельзя лучше соответствует образу медитирующего Будды и его последователей, постигавших непосредственным путем содержание "четырех благородных истин".
Греки были интуитивны по-своему, они стремились к "знанию ради знания", мечтая дойти до первопричины всех вещей, причем делали это не с помощью опытного знания, а путем непосредственного усмотрения, т. е. интуиции.
Знаменитая теорема Пифагора, идеальные "формы" Платона, архимедова механика и изречения Конфуция — все это примеры интуитивного схватывания главнейших принципов, первопричин, лежащих в основе мироздания.
• Весь период средневековья, от 411 до 1399 г. н. э. (от точки Надира до Десцендента) попадает в квадрант эмоций.
В это время религии, подобные христианству, безраздельно властвовали над человеческими умами.
Слово "эмоция" или "чувство" как нельзя лучше передает глубочайшую преданность верующих своему Спасителю и святым, а также реликвиям христианской церкви, их священный страх и трепет перед
неизбежностью Страшного Суда.
Христианам средневековья было уже недостаточно просто знать первопричину мира как таковую; им нужно было давать всему и всем эмоциональные оценки в терминах добра и зла, святости и греха.
Хотя уже древние греки и иудеи исповедовали известные моральные принципы, Августин и его последователи, начиная с 413 г., сочли необходимым преобразовать понятие "зла" в понятие "греха" и активно включать его в свои оценки.
Средневековые философы приняли эстафету классических идей, но воздвигли на их основе сложную систему категорий, которыми и пытались руководствоваться в жизни.
• Современный мир, с 1399 по 2385 г. (от Десцендента до Середины Неба), несомненно, руководствуется функцией ощущения.
С тех пор как свет Урана взошел над западным горизонтом во времена Возрождения, философы и ученые провозгласили свое новое кредо: "Увидеть — значит поверить".
Исследователи, как по команде, устремились вперед — открывать новое во внешнем, видимом мире.
Научный метод познания опирается на органы чувств, вынося суждения о том, что истинно, а что ложно.
Мыслители современности строят все свои выводы на основе объективного (опытного) знания, подвергаемого последующему анализу.
Приобретение нового опыта, понимаемое как самоцель, погоня за ощущениями — явления того же порядка.
Масс-медиа создают нам образы культовых героев, являющих собой квинтэссенцию этого типа.
В отличие от античных мыслителей, мы не надеемся на силу "чистого разума" в поисках истины. Ведь они опирались на статичные принципы, полагая Истину вечной и неизменной.
Наши принципы — динамичны, изменяемы. Их необходимо подвергать опытной проверке и внедрять в практику в ходе тщательно спланированных экспериментов.
Наш квадрант — самый объективный и прагматичный из всех. Из всего, что мы открыли и исследовали, мы научились извлекать материальную, практическую пользу. Ничто у нас не остается без применения, все без исключения идет в дело.
Однако придет время, когда период знаний и практического опыта подойдет к своему естественному концу, и век опыта уступит место новому веку веры.
• Дойдя вместе со стрелкой Космических Часов до Середины Неба в 2385 году, мы вступим в квадрант мышления.
Но это не будет мышлением того же типа, какое мы знаем сегодня: ведь МС выражает наиболее непредвзятое и объективное суждение о мире, полностью отстраненное от собственного "Я" мыслящего субъекта.
Пока еще такое нам недоступно, лежит за пределами нашего опыта.
Повидимому, новый способ мышления вернет к жизни мифический, толковательный подход, основанный на скрытых, неочевидных истинах, а совсем не на тех, что лежат на поверхности.
Эти новые истины будут возбуждать работу мысли, намекать, подводить к более сложному, порой, быть может, иносказательному толкованию. Источник astrojurnal.ru
Эпические сказания, оды, индийские Веды — продукт мысли доклассических веков — демонстрируют именно такой способ мышления, и относятся они как раз к предыдущему "мыслительному" квадранту.
Возможно, мы придем к сложнейшим интеллектуальным построениям, которые тогда только и смогут найти объяснение всем тем проявлениям разнообразного опыта, которые люди нашего времени столь
скрупулезно изучали, раскладывали по полочкам и анализировали.
Новое холистическое мышление объединит Знания со Смыслом; оно будет исполнено символов высокой духовности и магических ритуалов, во многом напоминая мифологии далекого прошлого.
Сейчас, пребывая в 8-м, Скорпионовском Доме, мы несем на себе определенные обязательства. Нам нужно трансформировать себя таким образом, чтобы процесс эволюции мог продолжаться.
Как предполагал Дейн Радьяр, в начале нашего Великого Цикла, когда греки отбросили старые мифы и старых богов во славу рационального знания и абстрактных идеалов, мы утратили врожденное чувство единства.
Превратясь в "отдельных индивидуумов", мы принялись разрушать ту нашу общность, которой сильны были более "примитивные" люди. В результате Бог у нас оказался отделен от природы, утеряно чувство Земли как живого, священного, божественного существа.
Если мы намерены вернуться к своим извечным попыткам сделаться свободными, по-настоящему сознательными и высокоморальными существами, нам следует вернуться к своим корням, оставленным 2500 лет назад, залечить все внутренние раны, нанесенные самим себе по незнанию и неосторожности, и уловить, как когда-то в далеком прошлом, бессмертную душу всего сущего на свете.
Э. Алан Мис
"Судьбы цивилизации: цикл Нептуна-Плутона" (фрагмент)
Главы из книги Александра Шихвердиева "Гороскоп нового тысячелетия" с некоторыми исправлениями и сокращениями