В части I, подробно проанализировав отрезок времени, связанный с обстоятельствами рождения Иисуса Христа как до, так и после, мы установили предполагаемую дату его рождения около полуночи с 25 на 26 декабря 7 год до нашей эры.
Но наше исследование было бы неполным, если бы мы не включили материалы касающиеся предистории этого вопроса, а именно различные варианты других авторов также пытавшихся установить эту эпохальную для истории человечества дату рождения величайшего из Сынов Человеческих, Богочеловека — Иисуса Христа.
Еще Ориген (ок. 185 — 253/254) поставил вопрос о том, находился ли Христос во время своих деяний и страданий под влиянием звезд. Источник astrojurnal.ru
Подобный вывод, логически вытекающий из тезиса о "всемогуществе звезд", осуждал тарсийский епископ Диодор (IV в. н.э.). Константинопольский патриарх Фотий (ок. 820 — ок.891) упоминает о попытках использовать евангельский сюжет о Вифлеемской звезде для доказательства утверждений о влиянии звезд.
Наличие в христианстве астральных мотивов (Вифлеемская звезда, зачатие непорочной Девы, двенадцать апостолов и их связь со знаками Зодиака и т.д.) говорят о тесной взаимосвязи между астрологией и историей развития раннего христианства.
На протяжении всей истории христианства отношения между ним и астрологией были самыми различными.
Времена полного непризнания сменялись периодами, когда астрологию оценивали более или менее положительно, а в определенные периоды астрология получала полное признание.
Так например, папы Николай V, Пий II, Секст IV, Александр VI, Юлий II, Лев X и Павел II сами были неплохими астрологами.
С астрологической точки зрения существенно, что в Новом завете признается предопределенность рождения (Вифлеемская звезда) и часа смерти Христа. Поэтому целью многих астрологов, как древних, так и современных, было составление гороскопов на эти, а иногда еще и на другие события Евангельской истории.
Приведем лишь некоторые примеры.
♦ Цихус Акулус — псевдоним Франческо делла Стабили, называвшего себя также Цекко д'Асколи.
Родился в 1250 г., изучал философию, теологию, медицину, математику и поэзию, был другом Данте и недолго — придворным врачом папы Иоанна XXII. Затем Цекко перешел в 1322 г. профессором математики и астрологии в Болонский университет.
Написал комментарии к сочинению Иоанна Сакробоско "De Sphaera".
Так как он в этом сочинении применил астрологические толкования событий из жизни Христа, то был обвинен инквизицией в ереси и присужден проклясть свое сочинение и принести церковное покаяние.
В 1326 г. он был приглашен герцогом Калабрии, Карлом Безземельным, ко двору в качестве врача и астролога.
Однако скоро впал в немилость, ибо в составленных гороскопах супруги герцога, Марии Валуа, и его дочери предсказал им безнравственный образ жизни.
Его враги донесли на него инквизиции, и 15 сентября 1327 г. он был, как еретик, сожжен на костре во Флоренции.
♦ Страстным астрологом был известный теолог Петр Айльи (1350-1425).
Он составил гороскоп Христа, что прошло безнаказанно этому высокому князю церкви, хотя ранее аналогичный поступок стоил жизни флорентийскому астрологу.
Из положения Солнца и Головы дракона в четвертом Доме гороскопа Иисуса Христа Айльи делает тот вывод, что Христос был Сыном Божиим, так как, по учению тогдашней астрологии, это сочетание обозначает происхождение от королей и князей.
Марс в восьмом Доме указывает на его казнь (Распятие), Сатурн и Хвост дракона в десятом Доме — на весьма низкое общественное положение и осуждение Каиафой и Пилатом.
Дева на Асценденте обозначает непорочное зачатие. Источник astrojurnal.ru
(Компьютерный анализ, произведенный при помощи программы "Альмагест", позволил примерно определить это время — 25 декабря 1 г. до н.э. 22 ч. 30 м. по местному Вифлеемскому времени, Сатурн
и Марс при этом стоят точно на куспидах 10-го и 8-го Домов).
♦ Примечательно, что в книге сарацина Абохали "О гороскопах рождения", без всякого отношения к гороскопу Христа, по поводу означенных сочетаний в гороскопе приведены практически те же выводы:
"...Марс в восьмом Доме обозначает злую смерть... Сатурн в десятом Доме при ночном рождении показывает прямое и явное происхождение от царей и знатных... Хвост дракона в десятом — придавленность, приниженность."
♦ Это тем более удивительно, что Айлья составлял гороскоп Христа по дате, установленной Дионисием, которая, как мы знаем, противоречит историческим фактам, а следовательно, такие труды представляют лишь исторический интерес, как первые попытки составить гороскоп Христа, когда еще не было точных эфемерид планет.
♦ К этому же ряду относится и гороскоп, составленный Иеронимом Карданом (1501-1575), но уже на полночь 25/26 декабря 1 г. до н.э., оказавший большое влияние на астрологов.
♦ Наиболее известная среди английских астрологов натальная карта Христа была построена д-ром Джоном Батлером, капелланом Якова, герцога Ормондского, и опубликована в 1681 году. Но и она является, не чем иным, как слегка отректифицированной по времени картой Кардана.
♦ Перелом в этом вопросе произошел после указания знаменитого рабби Исаака Абарбаниэла (1437-1505) на то обстоятельство, что евреи придают большое значение соединению Сатурна и Юпитера в знаке Рыб, так как считают, что Палестина находится под этим знаком, что и послужило основанием Кеплеру для вычисления времени появления "звезды волхвов" и установления более точного года рождения Христа.
Приведем образцы последних вариантов гороскопов отнесенных уже к 7 г. до н.э., (то есть учитывая тот факт, что Вифлеемская звезда — не что иное, как, соединение Сатурна и Юпитера в знаке Рыб):
- это гороскоп Джона Эдди, воспроизведенный в книге Николаса Кемпиона "Книга мировых гороскопов" (Москва, 1995 г.) на стр. 403, его дата относится к 22 августа 20 часов 08 минут,
- и гороскоп предложенный Ф. Якубовским (1980 г.), — воспроизведен в книге А.Ю.Саплина "Астрологическая Энциклопедия"(Москва 1994 г.) на стр. 416.
У него рождение Христа приходится на 21 августа 7-го года до н.э. 11 часов 39 минут.
Оба гороскопа составлены по местному Вифлеемскому времени.
В первом из них, гороскопе Эдди, дата 22 августа ничем не подтверждена, время по заданному произволу подобрано таким образом, чтобы символически сохранять начальные градусы кардинальных знаков на куспидах угловых Домов. Источник astrojurnal.ru
Второй гороскоп просто абсурден, ибо из него следует, что Христос родился в полдень по местному времени, что в корне противоречит всей евангельской истории.
♦ Далее, на стр. 417 (А.Ю. Саплин "Астрологическая Энциклопедия"), Патер Восс пытался из картины смерти Христа, даваемой евангелистами, найти астрологические указания, для того, чтобы составить гороскоп смерти.
Но и здесь проблем не меньше чем с гороскопом рождения.
Восс дал свою интерпретацию гороскопа смерти Христа, он считает: "Положение планет над Иерусалимом 7 апреля 30 г. показывает, что в 15 часов 24 минуты Сатурн был в Середине Неба, это поразительно соответствует описанию евангелистов" (непонятно только, какие конкретно описания он имел в виду? ).
♦ Гороскоп Христа, близкий по времени к варианту, рассматриваемого нами в этой статье, помещен в книге: Романенко А.В., Жуков З.Ю., Леньшина И.В. "Гороскопы знаменитых людей" книга I, С.- Петербург, 1993 г. стр. 16.
Он относится к дате 25 декабря 7 г. до н.э., 22 часа 18 минут местного времени.
Asc 10° Девы,
Мс 9° Близнецов.
Но, к сожалению, время рождения, указанное в книге, 22 часа 18 минут, никакими аргументами не подкреплено.
♦ В самое последнее время в нашей российской астрологической прессе, появились еще несколько публикаций, посвященных этой теме.
Так, в журнале "Российская астрология" № 7, февраль 1996 года помещены следующие статьи:
Н. Кемпион "Вифлеемская звезда",
С. Джеймс "День пятидесятницы. Гороскоп христианства?",
Д. Куталев "Земная жизнь Иисуса Христа",
С.Масенков "Заметки о гороскопе Иисуса Христа".
Автор Ш. Шихверлиев
"Астрологическая археология" (фрагмент)