ТЕЛЕЦ
21 апреля - 21 мая
Стихия: земля
Василий Розанов, Николай Заболоцкий, Игорь Северянин, Михаил Булгаков, Владимир Набоков, Василий Пушкин, Алексей Хомяков, Булат Окуджава, Юрий Домбровский, Борис Слуцкий, Андрей Вознесенский, Борис Парамонов, Виктор Астафьев, Надежда Тэффи.
Уильям Шекспир, Генри Филдинг, Оноре де Бальзак, Шарлотта Бронте, Новалис, Роберт Пенн Уоррен, Ярослав Гашек, Генрик Сенкевич, Рабиндранат Тагор, Эммануэль Торрес, Эдвин Мюир, Бернард Маламуд, Роберт Броунинг, Тейяр де Шарден
В Тельце первичная энергия Овна сталкивается с плотной субстанцией материального мира. Важнейший мотив Тельца - связанность узами материальности.
Телец должен учиться контролировать свою жажду обладания.
В учении Будды, который по преданию родился в Тельце, много внимания уделяется как раз освобождению от сильных желаний и привязанностей. Видимо, не случайно наиболее известным буддийским афоризмом стало предостережение не путать палец, указывающий на Луну с самой Луной.
Таким образом Будда давал понять, что материя сама по себе лишь атрибут более высокой Ценности.
В Тельцовской литературе можно часто встретить персонажей путающих материального идола, внешнюю материальную форму с тем высоким, чьим знаком она выступает. Источник astrojurnal.ru
Они попадают в ловушку материальной зависимости. Им нужно понять - чтобы действительно владеть нужно отпустить.
Привязавшие себя к материалу терпят поражение - чем сильнее они вцепляются в дорогую им вещь, тем иллюзорнее становится достижение того идеала, который эта вещь символизирует. Сохраняя малое они теряют многое.
Основная проблематика Тельца нашла отражение в мифе о Минотавре.
Царь Мидас одержим страстью накопления богатства, но именно жадность приводит его к несчастью. Мидас возжелав стать повелителем морей, обещает морскому богу Посейдону в обмен за покровительство самого лучшего белого быка из своего стада. Но когда приходит время жертвоприношения, Мидас не может преодолеть свою жадность и нарушает уговор, оставляя белого быка у себя.
В отместку Посейдон, действуя через Афродиту, возбуждает в жене Мидаса непреодолимую страсть к быку. Плод этой страсти - Минотавр - наполовину бык наполовину человек может насыщаться только человеческой плотью. Мидас прячет свой позор в лабиринт и кормит Минотавра своими подданными.
С Тельцом связана Любовь в самом широком смысле слова и отношение к миру как к ценности. В отличии от Овна, Телец видит вокруг себя ценные вещи, возможности приобретения и обладания.
Очень важными для Тельца являются проблемы пола и воспроизводства, сексуальные проблемы.
Авторов - Тельцов часто занимает тема разрушительности слепой страсти и необходимость различать между животным сластолюбием и чистой любовью.
Произведения Набокова затрагивают многие тельцовские темы.
В одном из самых ранних рассказов Набокова - “Смех в темноте” - речь идет о пожилом мужчине одержимом любовью к привлекательной молоденькой девушке. Ее интересуют только его деньги, но обнаруживается это лишь после того как мужчина бросает семью.
Мы видим здесь историю саморазрушения вследствие неконтролируемой страсти.
Эта же тема только расширенная и тонко отделанная лежит в основе самого знаменитого произведения Набокова - “Лолита”.
История страстной любви Гумберта к 12-летней девочке рассказывается довольно натуралистично. Это, однако, не порнографический роман. Хотя Набоков здесь вторгается в культурные табу, он не без изящества выходит из сложной ситуации.
Главный герой Гумберт - воплощение малоприятной стороны тельцовской натуры: одержимость, эгоизм, жадность, сластолюбие... С другой стороны Гумберт представляет собой человека, пытающегося преодолеть боль существования погоней за мимолетным блеском совершенства. Для Гумберта это совершенство заключено в чистой, разделенной любви, благоухающей - примечательно - посреди сада. Для него переживание высшего наслаждения обязательно должно быть связано с конкретным объектом, в данном случае с молоденькой девушкой. В этом - основная ошибка Гумберта, он путает переживание с объектом, путает Луну с пальцем, на нее показывающим.
Василий Розанов дает утрированное описание практически всех граней натуры Тельца:
“... о дойная корова. “Стельная” (После теленка?). Идешь и молоко сочится из вымени... И оно такое красивое, белое, розовое, огромное…”
Осязание играет для Тельца главную роль в общении с окружающим миром. Только ему доверяет Телец. Только оно подтверждает реальность существования материи.
Алан Маршалл
“Прежде чем съесть конфеты или посмотреть на них, я любил подержать их в руке. Ощущать под пальцами их твердые очертания... чувствовать их тяжесть на ладони - все это обещало так много, что я хотел сначала насладиться предвкушением.”
Важная отличительная черта Тельца стремление к стабильности и постоянству делает его часто малоподвижным и пугливым. Телец всегда предпочтет синицу в руках журавлю в небе, домашний уют рискованным приключениям. Телец - защитник, а не нападающий.
Набоков
“...тогда он выполз опять и, осторожно обходя игравших, пробрался налево под арку, где были сложены дрова. Там, подняв воротник, он сел на поленья.
Так он просидел около двухсот пятидесяти больших перемен...”
(Защита Лужина)
Телец имеет прямое отношение к питанию и продуктам питания. Пищевой вопрос никогда не оставит Тельца равнодушным:
Михаил Булгаков
“...Что отварные порционные судачки! Дешевка это милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокот с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-геуэзски? Десять с полтиной!”
Какой другой знак способен произвести на свет такие аппетитные строчки?
“Супруга его принесла из кухни аккуратно нарезанную селедочку, густо посыпанную зеленым луком. Никандр Иванович налил лафитничик, выпил, подхватил на вилку три куска селедки... и в это время позвонили, а Пелагея Антоновна внесла дымящуюся кастрюлю, при одном взгляде на которую сразу можно было догадаться, что в ней, в гуще огненного борща, находится то, чего вкуснее нет в мире - мозговая кость.”
Николай Заболоцкий
“Тут тело розовой севрюги,
прекраснейшей из всех севрюг,
висело, вытянувши руки,
хвостом прицеплено за крюк.
Под ней кета пылала мясом,
угри подобные колбасам,
копченой пышности и лени
дымились подогнув колени,
и среди них как желтый клык
сиял на блюде царь-балык.
Картофелины мечутся в кастрюльке,
головками младенческими шевеля,
багровым слизняком повисло мясо,
тяжелое и липкое, едва
его глотает бледная вода-
полощет медленно и тихо розовеет,
а мясо расправляется в длину
и обнаженное идет ко дну.”
Андрей Вознесенский
“Как Россия ела! Семга розовела,
луковые стрелы, студень оробелый,
красная мадера в рюмке запотела,
в центре бычье тело корочкой хрустело,
синяя чурчхела, крабов каравеллы,
смена семь тарелок - все в один присест,
а кругом сардели на фарфоре рдели,
узкие форели в масле еле-еле,
страстны как свирели, царские форели,
стейк - для кавалеров, рыбка для невест...”
Набоков
“...Но Лужин, не доходя до залы, ухитрился застрять в столовой, где был накрыт стол с закусками. Там он взял тарелку с сандвичами и унес ее к себе в комнату. ОН ел, раздеваясь, потом ел в постели...”
(Защита Лужина)
Игорь Северянин
“Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
мясо наелось рыбы и напилось вином.
И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.
Мясо ласкало мясо, и отдавалось мясу,
И сотворяло мясо по прописям земным...”
Борис Слуцкий
“Хотелось есть
И в детстве
и в отрочестве.
В юности тоже хотелось есть.
Не отвлекали помыслы творческие
и не мешали лесть и месть
аппетиту.
Хотелось мяса.
Жареного, до боли аж!
Кроме мяса,
имелась масса,
разных гастрономических жажд.
Хотелось выпить и закусить,
повторить, не стесняясь счётом,
а потом наивно спросить:
- Может быть, что-нибудь есть ещё там?
Думалось: вот наемся, напьюсь
всего хорошего, что естся и пьется,
и творческая жилка забьется:
над вымыслом слезами обольюсь
(Желание поесть)
Телец заведует всей материальной стороной жизни и тема финансов ему также не безразлична:
Михаил Булгаков
“ - Ну что же - задумчиво отозвался тот, - они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.
- Деньги, - продолжал артист, - должны храниться в госбанке, в специальных сухих и хорошо проветриваемых помещениях, а отнюдь не в теткином погребе... Источник astrojurnal.ru
Перед глазами его замелькали иностранные деньги. Тут были пачки канадских долларов, английских фунтов, голландских гульденов, латвийских лат, эстонских крон...”
(Мастер и Маргарита)
Бальзаку удалось в небольшом отрывке отразить основные черты тельцовского восприятия действительности - здесь и восхищение формами, и оценка качества материала вместе с финансовыми соображениями:
“По сладкому голоску горничной я понял, что хозяйке заплатить нечем. Зато какую же я красавицу тут увидел! В спешке она только накинула на обнаженные плечи кашемировую шаль и куталась в нее так искусно, что под этим покровом вырисовывалась вся ее статная фигура. На ней был лишь пеньюар, отделанный белоснежным рюшем - значит не меньше 2 тысяч франков в год уходило на прачку, мастерицу по стирке тонкого белья. Раскрытая постель была смята...
Художник дорого бы дал, чтобы побыть в спальне моей должницы в это утро. Складки занавесей у кровати дышали сладострастной негой, сбитая простыня на голубом шелковом пуховике, смятая подушка, резко белевшая на этом лазурном фоне кружевными своими оборками, казалось, еще сохраняли неясный отпечаток дивных форм, дразнивший воображение. На медвежьей шкуре, разостланной у бронзовых львов, поддерживающих кровать красного дерева, блестел атлас белых туфелек... Вокруг ножки кресла обвились прозрачные чулки, которые унесло бы дуновением ветерка. На камине переливались блестки полураскрытого дорого веера. По всей комнате раскиданы были цветы, бриллианты, перчатки, букет, пояс и прочие принадлежности бального наряда. Пахло какими-то тонкими духами. Во всем была красота, лишенная гармонии, роскошь и беспорядок.”
(Гобсек)
Тельца завораживает игра природных энергий, всевозможные проявления жизненных сил, в конечном счете, неистребимость самой жизни:
Игорь Северянин
“Шумите вешние дубравы!
Расти трава, цвети сирень,
Виновных нет, все люди правы:
В такой благословенный день”
Шекспир
“Мы урожая ждем от лучших лоз,
Чтоб красота жила, не увядая.
Пусть вянут лепестки созревших роз,
Хранит их память роза молодая.
А ты в свою влюбленный красоту,
Все лучшие ей отдавая соки,
Обилье превращаешь в нищету,
Свой злейший враг, бездушный и жестокий.
Ты - украшение нынешнего дня,
Недолговременной весны глашатай,-
Грядущее в зачатке хороня,
Соединяешь скаредность с растратой.
Жалея мир, земле не предавай
Грядущих лет прекрасный урожай!
Растратчик милый, расточаешь ты
Свое наследство в буйстве сумасбродном.
Природа нам не дарит красоты,
Но в долг дает - свободная свободным.
Прелестный скряга ты присвоить рад
То, что дано тебе для передачи.
Несчитанный ты укрываешь клад,
Не становясь от этого богаче.
Ты заключаешь сделки сам с собой,
Себя лишая прибылей богатых.
И в грозный час, назначенный судьбой,
Какой отчет отдашь в своих растратах?”
Андрей Вознесенский
“Стоило гроши и вдруг алтын,
Ложная растет дороговизна.
Ценность измеряется одним -
единицей вложенности жизни!
Мера неизменная - талант,
он дается щедрым и беспечным,
что однажды жажду утолят
самым золотым обеспеченьем!
Не таи талантов, человек,
путь фальшив, но не фальшива гибель.
Весь себя вложи в единый чек!
Только в той ли кассе чек ты выбил?
(е.в.ж.)
Булат Окуджава
“Виноградную косточку в теплую землю зарою...”
Автор Андрей Битов
"Эзотерический Учебник Литературы (Астрология литературного творчества)", фрагменты