Астрология литературного творчества. Близнецы

БЛИЗНЕЦЫ       
22 мая - 21 июня
Стихия: воздух

Александр Пушкин, Константин Батюшков, Максимилиан Волошин, Иван Гончаров, Виссарион Белинский, Константин Бальмонт, Владислав Ходасевич, Михаил Шолохов, Михаил Светлов, Аполлон Майков, Константин Паустовский, Петр Чаадаев, Иосиф Бродский, Андрей Битов, Алексей Арбузов, Василь Быков, Людмила Петрушевская, Владимир Солоухин.

Артур Конан Дойль, Томас Манн, Уолт Уитмен, Жан-Поль Сартр, Данте, Сол Беллоу, Федерико Лорка, Томас Харди, В.Йетс, Дж. Честертон, Уильям Стайрон, Ральф Эмерсон, Арнольд Беннетт.

Близнецы видят и слышат массу сигналов вокруг себя и стремятся наладить контакт с ближайшим окружением. Начинается первичное взаимодействие с малым миром.
 
Близнецы - знак ориентированный на восприятие конкретных фактов внешнего мира, они ощущают потребность настройки на вечно изменчивую природу. Близнецы всегда предпочтут отдельное и частное общему, конкретное и ощутимое абстрактному. Источник astrojurnal.ru
Близнецы очарованы многообразием жизни и обуреваемы жаждой познания всех возможных проявлений внешнего мира. Они - знак разнообразия и многосторонности. Они поглощены изучением все новых манифестаций Великого Единого.

Алиса Бейли в “Эзотерической Астрологии” говорит о Близнецах, как о знаке, производящем изменения в пространстве и времени с тем чтобы создать поля опыта для развертывающегося сознания Христа. 

Здесь мы видим корень стремления Близнецов к разнообразию ощущений и основу их многоплановости. 
Близнецы, надо отдать им должное, по-своему очень продуктивный знак - они запускают в мир массу новых вещей и идей. Они движимы потребностью выразить в мириадах форм латентные принципы.

Близнецы символизируют также рациональный, дискриминирующий ум, который способен познавать себя, отделяясь от окружения. 
Посредством Близнецовского ума человек может не только воспринимать мир, но и познавать его и в конечном итоге использовать его.  

Американский философ и оккультист Радъяр писал:
”Думать - значит бороться с мозаичным разнообразием вечно меняющихся манифестаций окружающего мира”. 

Идея полного контроля над средой обитания получает свое оформление в Деве. В Близнецах мы видим первый шаг на этом пути.
Они представляют контраст между своего рода вневременным бытием и необходимостью расти и меняться, получая все новый жизненный опыт. Быть или Становиться - вот в чем вопрос. И Близнецы - прежде всего знак становления. Для них путешествие само по себе важнее, чем пункт назначения.

Как правило герои у авторов - Близнецов обладают даром жить полнокровной жизнью, но не знают, что с этим даром делать. Они все время находятся в процессе становления, в пути, но хотят, наконец прибыть на конечную станцию. 
Они очень нуждаются в том, чтобы установить правильные отношения между окружающей жизнью и своим интеллектом. 
Суть этого знака в том, что он связан не с материей и не с мыслю, а с взаимоотношениями между материей и умом. 
В символе Близнецов мы находим два существа - одно связанное с плотным миром, другое - с миром тонких форм.  
Часто в произведениях Близнецов фигурируют пары характеров, отражающие эту двойственность (Онегин - Ленский, Ватсон - Холмс).

Пушкин со своим неимоверным разнообразием интересов и тем дает весьма полное представление о Близнецах.  
Нельзя не почувствовать воздушную экспансию:

“Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык”.

“На крыльях вымысла носимый,
Ум улетал за край земной”.

Евгений Онегин наделен многими характерными чертами Близнецов: легкость на подъем, умение почти одновременно делать разные дела:
“Прочтя печальное посланье,
Евгений тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал”.

“Бывало он еще в постели:
К ему записочку несут.
Что? Приглашения? В самом деле
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде посметь немудрено.”

Близнецам свойственна  эрудиция, без глубокого знания предмета:
“Все мы учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь...”

“Онегин был по мнению многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка...

Он знал довольно по латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.”

Тот факт, что Близнецы склонны хорошо ощутимым частям придавать больше значение, чем с трудом воспринимаемому целому объясняет многое в близнецовской литературе. Не редко критики обвиняют даже серьезных писателей-Близнецов в поверхностности и фрагментарности. 
Стиль  Близнецов чаще всего характеризуется как мозаичный, разбросанный, двойственный:

“Спрашиваем: какая общая мысль остается в душе после Онегина? Никакой. Кто не скажет, что Онегин изобилует красотами разнообразными; но все это в отрывках, в отдельных стихах, в эпизодах к чему-то, чего нет и не будет. Следственно, при создании Онегина поэт не имел никакой мысли; начавши писать он не знал чем кончит, и, оканчивая, мог писать еще столько же глав, не вредя общности сочинения, потому что ее нет.”
(Н.Полевой)

“Онегин есть собрание отдельных, бессвязных заметок и мыслей о том, о сем, вставленных в одну раму. Рудник для эпиграфов, а не органическое существо, которого части взаимно необходимы одна для другой”
(из критики)

“Та же прихотливая резвость вольного воображения, порхающего легкокрылым мотыльком по узорчатому, но бесплодному полю светской бездушной жизни; та же яркая пестрота красок и цветов, мелькающих подвижною калейдоскопическою мозаикой; то же беглое, но цепкое остроумие...
Напрасно самое пристрастное доброжелательство усиливалось найти в нем черты высшего эстетического значения. Его воздушная легкость ускользала от всех покушений приязненной критики... Евгений Онегин не был и не назначался быть в самом деле романом. С самых первых глав можно было видеть, что он не имеет притязаний ни на единство содержания, ни на цельность состава, ни на стройность изложения... Само явление его, неопределенно-периодическими выходами, с беспрестанными пропусками и скачками, показывает, что поэт ни имел ни цели, ни плана, а действовал по свбодному внушению играющей фантазии.”
(Н. Надеждин)

“Так это исторические сцены!.. Но, мне кажется, что всякое изящное произведение должно иметь органическую целость... поэтический ensemble... Ну - а есть ли хоть тень целости в этой связке разговоров, которая соединена в один переплет под именем Бориса Годунова?”
( из критики)

Характеру Близнецов близки журналистские зарисовки, очерки нравов. 

Константин Батюшков:
“Здесь  роскошь и нищета, набожность и неверие, постоянство дедовских времен и ветренность неимоверная, как враждебные стихии в вечном несогласии, и составляют сие чудное целое, которое мы знаем под общим именем: Москва. Но праздность есть нечто общее, исключительно принадлежащее сему городу; она более всего приметна в каком-то беспокойном любопытстве жителей, которые беспрестанно ищут нового рассеяния. Здесь хвалятся гостеприимством, но - между нами - что значит это слово? Часто - любопытство.”

Близнецов отличает  сильная  двойственность:

Бальмонт
“У каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей”.

Волошин
“Двойной соблазн - любви и любопытства...
Девичья грудь и голова пажа,
Лукавых уст невинное бесстыдство,
И в быстрых пальцах пламя мятежа...”

“Ты сочетала тонкость Андрогины
С безгрешностью порочного цветка.”

“В моей крови - слепой двойник”

“Когда ж зеркальность тишины
Сулит обманную беспечность,
Сквозит двойная бесконечность
Из отраженной глубины”

Михаил Светлов
“Как мальчики, мечтая о победах,
Умчались в неизвестные края
Два ангела на двух велосипедах - 
Любовь моя и молодость моя”

У Томаса Манна во многих вещах проблема двойственности выходит на первый план.  
Главный герой повести “Тони Крюгер” говорит: 
“Я стою между двух миров. Ни в одном из них я не чувствую себя своим и в результате испытываю мучения”. 
С одной стороны его влечет возвышенный, но стерильный мир чистого интеллекта, с другой - чувственные радости, теплота обычного человеческого существования. Свою раздвоенность Тони Крюгер преодолевает, став на путь взаимодействия ума и опыта.

Писатели-Близнецы  очень часто ошеломляют читателя своей эрудицией.

“В произведениях Томаса Манна поражает не только разнообразие материала, который он использовал, поражает энциклопедичность, значительность сведений, которые сообщаются читателю из самых разных областей - истории, философии, этнографии, эстетик, этики, медицины и физики - всего не перечислить.” Источник astrojurnal.ru
“Томас Манн вошел в мировую литературу, как крупнейший представитель интеллектуального романа...”

Иосиф Бродский

“Он явно перегружал свои семинары информацией, и чем меньше студенты знали о поэте, тем больше он старался компенсировать их пробелы, делая устные сноски чуть ли не к каждому слову стихотворения, биографо-психологические, исторические, философские, но главным образом поэтические, напоминая, что в поэзии все эхо всего.
...Эрудиция его была воистину устрашающая. Однажды его огорчил один из русских аспирантов: выяснилось, что тот не читал “Гильгамеш”, на что Бродский заметил: “Прежде чем заниматься исследованиями поэзии, желательно прочесть...”, и тут последовал более чем часовой экскурс в историю греческой, римской и современной европейской поэзии, который он закончил словами:
”Это приблизительно одна десятая того, что вам следовало бы знать, прежде чем писать о Мандельштаме или Пастернаке”.

Близнецы заворожены игрой ума. Детективы лучше всего подходят для демонстрации умственных способностей героев. 

Творчество Конан Дойля в основном сводится к описанию  эффектных интеллектуальных упражнений. 
“- Видите ли, дорогой мой Уотсон... 
- ОН укрепил пробирку на штативе и принялся читать мне лекцию с видом профессора, обращающегося к аудитории. 
- Не так уж трудно построить серию выводов, в которой каждый последующий простейшим образом вытекает из предыдущего. Если после этого удалить все средние звенья и сообщить слушателю только первое звено и последнее, они произведут ошеломляющее, хотя и ложное впечатление. После того как я заметил впадинку между большим и указательным пальцами вашей  левой руки, мне было вовсе не трудно заключить, что вы не собираетесь вкладывать свой небольшой капитал в золотые россыпи.
- Но я не вижу никакой связи между этими двумя обстоятельствами!
- Охотно верю. Однако я вам в несколько минут докажу, что такая связь существует. Вот опущенные звенья этой простейшей цепи: во-первых, когда вчера вечером мы вернулись из клуба, впадинка между указательным и большим пальцами на вашей левой руке была выпачкана мелом; во-вторых, всякий раз, когда вы играете  на бильярде, вы натираете эту впадинку мелом, чтобы кий не скользил у вас в руке: в-третьих вы играете на бильярде только с Сэрстоном: в-четвертых, месяц назад вы мне сказали, что Сэрстон предложил вам приобрести совместно с ним южноафриканские ценные бумаги, которые поступят в продажу через месяц: в-пятых, ваша чековая книжка заперта в ящике моего письменного стола, и вы не попросили у меня ключа; в-шестых вы не собираетесь вкладывать свои деньги в южноафриканские бумаги.”

Учеба и освоение языков играют очень важную роль в жизни Близнецов.

О герое “Обыкновенной истории” Гончаров говорит, что:
“ОН прилежно и многому учился. В аттестате его сказано было, что он знает с дюжину наук да с полдюжины древних и новых языков... Перед ним расстилалось множество путей, и один казался лучше другого. ОН не знал на который броситься.”

Выполнение посреднической миссии - одна из основных близнецовских функций:

“... Но зато ему поручают, например, завезти мимоездом поклон от такой-то к такому-то, и он непременно завезет и тут же кстати позавтракает, - уведомить такого-то, что известная-де бумага получена, а какая именно, этого ему не говорят, - передать туда-то кадочку с медом  или горсточку семян, с наказом не разлить и не рассыпать, - напомнить когда кто именинник.”
(И.Гончаров “Обыкновенная история”)

Близнецов отличает повышенная общительность:

“ОН вспомнил про свой губернский город, где каждая встреча с кем бы то ни было, почему-нибудь интересна... С кем ни встретишься - поклон да пару слов, а с кем и не кланяешься, так знаешь кто он, куда и зачем идет... Если, наконец, встретятся незнакомые, еще не видавшие друг друга, то вдруг лица обоих превращаются в знак вопроса; они остановятся и оборотятся раза два назад, а пришедши домой, опишут и костюм, и походку нового лица, и пойдут толки и догадки, и кто, и откуда, и  зачем.” Источник astrojurnal.ru
(Обыкновенная история)

Сравните с отрывком из Уитмена:
“Первый встречный, если ты проходя, захочешь заговорить со мною, почему бы тебе не заговорить со мною?
Почему бы и мне не начать разговора с тобой?”
(“Тебе”)

Два брата-близнеца являются символом знака. Братские отношения - один из главных мотивов Близнецов. 

“...В высшем смысле ведь у меня только один брат, - пишет Томас Манн
- Часто спрашивают, кто из братьев Манн был, собственно говоря, “настоящим”, “подлинным”. Думается, что тем единственным, “подлинным”, мог, вероятно, стать человек, которого природе следовало бы создать из нас обоих.
Быть братьями - это значит вместе быть мальчишками в почтенно - провинциальном углу отечества и вместе потешаться над этим почтенным углом; значит делить свободу, нереальность, чистоту, абсолютную неприкаянность юности.”
( из переписки с братом)

Близнецы - это легкость и подвижность, движение без цели - ради самого движения, ради новых впечатлений и контактов:

Бальмонт
“А я - двойник себя, я - всадник на коне
Бесцельно едущий куда? Кто скажет мне?”
“Чуть уснул и пробужден и,
Ты готов опять вспорхнуть.
Стой, куда неугомонный?
Вечно прямо, снова в путь”
 (“Ветер”)

Михаил Светлов
“Мне кажется, судьба мне приказала,
В пути не отдыхая никогда,
Нестись к осточертевшему вокзалу,
Откуда к счастью ходят поезда.

Да, я таксист. Пути мои безмерны.
И каждый дальний путь мне недалек.
Вам кажется, я счастлив? Нет, неверно.
Моя трагедия - зеленый огонек.”

“Я взнуздал отличного коня -
Горизонт уходит от меня
Я перескочил в автомобиль -
Горизонта нет, а только пыль.
Я купил билет на самолет.
Он теперь, наверно, не уйдет!”

Максимилиан Волошин
“Как некий юноша в скитаньях без возврата,
Иду из края в край и от костра к костру...
Я в каждой девушке предчувствую сестру,
И между юношей ищу напрасно брата”

В почти сходных выражениях Бальмонт и Волошин  описывают характер близнецовского взаимодействия:
Бальмонт
“Я - изысканность русской медлительной речи...”
“Я - внезапной излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.”

Волошин
“...я - Прохожий,
Близкий всем, всему чужой.”

 

Поверхностность в отношениях - отличительная черта Близнецов:

Бальмонт
“Я не знаю, что такое - презрение...”
“Я всех люблю равно любовью равнодушной.
Я весь душой с другим, когда он тут со мной.
Но чуть он отойдет,
Как светлый и воздушный
Забвеньем я дышу, своею тишиной.”

 

В следующих строчках Константина Бальмонта прекрасно отражена натура Близнецов:
“...Мне кажется желанной различность и причудливость умов”.
“Я вижу: волны мира многопенны”.

“И птицей, ветром и бродягой
Весь мир земной я облетел”.

“Прекрасна разность всех различных стран”
“В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.”
(“Я не знаю мудрости”)

Близнецам очень трудно верить не проверяя, трудно воспринимать слишком отвлеченные материи:

Уолт Уитмен
“Страшное сомненье во всем,
Тревога, а что если нас надувают?
Что, если наша вера и наши надежды напрасны?...”
(“Страшное сомненье во всем”)

“И я говорю всем людям: не пытайте о боге,
даже мне, кому все любопытно, не любопытен бог.”

Константин Паустовский напоминает, что Меркурий (Планета Близнецов) покровительствует мошенникам и  воришкам:
“...Там я разбиваю палатку. Но прежде всего я таскаю сено. Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, но таскаю очень ловко, так, что даже самый опытный глаз старика колхозника не заметит в стогу никакого изъяна.”

 
Меркурий покровительствует также разведчикам:

Михаил Светлов демонстрирует, как даже в экстремальных условиях любопытство не оставляет Близнецов
"В разведке
Поворачивали дула 
В синем холоде штыков,
И звезда на нас взглянула
Из-за дымных облаков.

Наши кони шли понуро,
Слабо чуя повода.
Я сказал ему: - Меркурий
Называется звезда.

Перед боем больно тускло
Свет свой синий звезды льют...
И спросил он:
- А по-русски
Как  Меркурия зовут?"

Константин  Бальмонт
“Я живу слишком быстрой жизнью ... Я иду, я иду, я ухожу, я меняю и изменяюсь сам...”

 

Автор Андрей Битов
"Эзотерический Учебник Литературы (Астрология литературного творчества)", фрагменты

ГОРОСКОПЫ

Овен
Телец
Близнецы
Рак
Лев
Дева
Весы
Скорпион
Стрелец
Козерог
Водолей
Рыбы