24 октября - 22 ноября
Стихия: вода
Федор Достоевский, Иван Тургенев, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Андрей Печерский (Павел Мельников), Андрей Белый, Велимир Хлебников, Даниил Андреев, Зинаида Гиппиус, Глеб Успенский, Эдуард Багрицкий, Венедикт Ерофеев, Георгий Иванов.
Вольтер, Шиллер, Роберт Стивенсон, Андре Жид, Альбер Камю, Сильвия Плат, Андре Мальро, Джон Китс, Джордж Эллиот, Курт Вонегут, Питер Вайс, Астрид Линдгрен, Роберт Мусил, Карлос Фуэнтес.
Импульс к сотрудничеству и партнерским связям данный Весами находит свое материальное воплощение в Скорпионе.
Скорпион является той силой, которая заставляет человека обратиться к общим корням существования и ощутить непосредственно принадлежность к всеохватному процессу жизни, высвобождая подспудные, дремлющие силы.
Именно здесь индивидуум испытывает непреодолимую тягу выйти за пределы собственного Я и соединяясь с другими “я” образовать большее целое. Скорпион разрушает границы личности и выводит ее в запредельную сферу нематериального праединства. Источник astrojurnal.ru
Личность приводится к истокам жизни. Отсюда - очень важная для Скорпионов тема сексуального взаимодействия
“Все говорят: любовь - самое высокое, самое неземное чувство. Чужое Я внедрилось в твое: ты расширен и ты нарушен; ты только теперь зажил и твое я умерщвлено. Но человека с плотью и кровью возмущает даже такая смерть...”
(И.Тургенев)
Скорпион традиционно связывают со смертью.
Действительно, смерть физического тела, как выход за пределы личного существования и погружение в мир первоначальных недифференцированных энергий, управляется Скорпионом.
Однако, смерть личности для Скорпиона лишь инструмент поддержания жизненного процесса в большом Целом. Уничтожая дряхлое и отжившее, он дает возможность развиваться всему новому, жизнеспособному.
Ведь Скорпион - знак возрождения, обновления. Смерть старой особи освобождает жизненное пространство для молодой, поддерживая тем самым жизнь всего вида. Плоды созревают, падают на землю, разлагаются и удобряют почву с тем, чтобы семя нового растения могло начать весь цикл развития снова.
Жизнь и творчество Федора Достоевского от начала и до конца пропитано духом Скорпиона.
“Преступление и наказание” поднимает все основные вопросы Скорпиона.
Среди главных - столкновение личного и коллективного; очищение и перерождение личности через страдания:
“...Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...
Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, - но теперешний рассказ наш окончен.”
Одна из задач Скорпиона - срывать покровы и обнажать сущность вещей.
Скорпион учит, что за видимой материальной оболочкой скрывается нечто более важное и основательное.
Писатели-Скорпионы легко проникают во внутренний мир человека. Вскрывают самые интимные и затаенные мотивы его поведения.
“В “Двойнике” манера г. Достоевского и любовь его к психологическому анализу выразилась во всей полноте и оригинальности. В этом произведении он так глубоко проник в человеческую душу, так бестрепетно и страстно вгляделся в сокровенную машинацию человеческих чувств, мыслей и дел, что впечатление производимое чтением “Двойника”, можно сравнить только с впечатлением любознательного человека, проникающего в химический состав материи...”
(Н. Надеждин)
Писателя-Скорпиона интересуют по большей части энергетически насыщенные, сверхинтенсивные жизненные коллизии; самые экстремальные проявления личности.
Достоевский пишет: “Везде-то и во всем я до последнего предела дохожу, всю жизнь за черту переходил”.
Многие герои Достоевского живут на грани психической (да и физической) патологии.
На это обращали внимание многие известные психиатры:
“Все герои Достоевского как будто поражены какой-то умственную болезнью... Большая часть из них маньяки... Его психология - часть психиатрии, и чтение его сочинений производит иногда впечатление кошмара”
(М.Антонович)
“...гениальным чутьем и проникновенной художественной интуицией Достоевский наметил ясно важнейшие черты болезненных явлений душевной жизни. Почти все разновидности психического страдания, классифицированные современной наукой, находят для себя яркие, выпуклые иллюстрации в его произведениях”
(В.Бехтерев)
“... произведения Достоевского представляются ... блестящими психологическими штудиями различных случаев душевных болезней, ценными прежде всего со специальной - медицинско - психиатрической или криминалистической - точки зрения”
(Г.Фридлендер)
Болезнь, как наполненное особым смыслом, переходное состояние человека привлекало внимание самых разных писателей-Скорпионов:
Мамин-Сибиряк
“В болезнях есть что-то таинственное, начиная с их зарождения. Откуда они приходят? Наш ум привык объяснять все разумными причинами, а тут является что-то бессмысленное, подавляющее и, главное, неопровержимо доказывающее бренность человеческого существования. Был человек, - и вдруг его нет... При болезнях страдает не одно тело, а главным образом, душа, и нет такого инструмента, каким можно было бы измерить, взвесить и сосчитать эти душевные муки. Это с одной стороны; а с другой - именно в болезнях коренятся глубокие основания душевных перемен. Есть своя философия болезней, до сих пор еще не изученная и не написанная. Сплошь и рядом болезнь является роковой гранью, которая разделяет нашу жизнь на периоды, причем человек до болезни и человек после болезни являются совершенно разными людьми, чего не хотят замечать по психической близорукости. Иногда болезнью завершается благодатный переворот к лучшему, а иногда наоборот...”
(Отрезанный ломоть)
Иван Тургенев
Красноречивы одни только названия его произведений:
“Смерть”, “Конец Чертопханова”, “Живые мощи”, “Призраки”, “Несчастная”, “Отчаянный”, “Клара Милич (после смерти)”, “Казнь Тропмана”, “Проклятие”, “Фауст”, “Бирюк”, “Конец света”.
И.Тургенев, как большинство настоящих Скорпионов, хорошо чувствовал подспудные токи общественной жизни.
Как правило, он поднимал проблему, которая только зарождалась в обществе, которую остальные люди еще не замечали.
“...если уж господин Тургенев, если он изобразил какую-нибудь новую сторону общественных отношений, это служит ручательством за то, что вопрос этот действительно подымается или скоро подымется в сознании образованного общества, что это новая сторона жизни начинает выдаваться и скоро выкажется резко и ярко перед глазами всех”
(Николай Добролюбов)
Тургенев первым заметил появление “нигилизма” (“Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Отцы и дети”); усиление роли женщины в общественной жизни (“Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Новь”); обречение на трагедию светлых личностей революции и предательство авторитетов и кумиров (“Дым”, “Новь”); начало эпохи научного познания психики (“Собака”, “Часы”, “Клара Милич”, “Живые мощи”, “Призраки”).
Трагичны судьбы героев Тургенева: смерть (“Отцы и дети”, “Накануне”, “Новь”, “Клара Милич”); уход в монастырь (“Дворянское гнездо”); саморазрушение (“Отчаянный”); одиночество (“Вешние воды”, “Первая любовь”, “Муму”).
Интересно, что Тургенев усугубляет судьбу героев, списанных с натуры.
Так в жизни крепостной матери Тургенева - Андрей (прототип Герасима) - более спокойно пережил смерть собаки. Он не ушел из поместья, а продолжал исправно служить. Источник astrojurnal.ru
Прототип Зинаиды (“Первая любовь”) - княжна Шаховская - вовсе не умерла, как в повести, а стала в последствии поэтессой.
Трагизм просвечивает в самых обыденных темах (“Записки охотника”, “Степной король Лир”, “Старые портреты”, “Нахлебник”). “Самое обыкновенное, самое ежедневное, и есть самое страшное. Не приведение страшно, а страшно ничтожество нашей жизни”
(И.С.Тургенев)
Мистическая тема в последних произведениях: общение с умершими, вампиризм, зомбизм (“Часы”, “Песнь торжествующей любви”, “Живые мощи”, “Клара Милич”).
“Вряд ли кому придет в голову заподозрить автора в сознательном желании внушить страх, он просто передает то, что сам пережил, предоставляя читателю угадывать испытанное им смятение, мучительную тревогу перед неведанным и леденящий душу непонятный ужас, словно вызван дыханием потустороннего мира”
(Ги де Мопассан)
“...Властелин полуфантастического, ему одному доступного мира”
(Дмитрий Мережковский)
Наиболее скорпионское произведение - повесть “Клара Милич (после смерти)”.
Сюжет: молодой человек - Аратов - от неожиданности, страха, непонимания отвергает внимание девушки. Вскоре он узнает, что девушка (Клара Милич) покончила с собой. Аратов пытается выяснить причину самоубийства, надеясь, что он к ней не причастен. Однако, по только ему знакомым деталям, он убеждается, что Клара отравилась из-за отвергнутой любви, и понимает, что невольно стал причиной ее гибели. Ведя свое расследование, Аратов все больше и больше узнает о Кларе и, наконец, влюбляется в нее.
Она приходит к нему во сне, а затем он слышит ее голос наяву, общается с ней, признается ей в любви, целует ее и ...Его находят без сознания на полу, а в руках находят прядь волос.
Аратов заболевает горячкой и с блаженной надеждой на встречу и любовь в другом мире умирает.
Описание Клары Милич выдает характерные черты Скорпиона: лицо смуглое, глаза черные под густыми почти сросшимися бровями, нос прямой, слегка вздернутый, тонкие губы с красивым. но резким выгибом, громадная черная коса, тяжелая даже на вид, низкий неподвижный, точно каменный лоб, крошечные уши... Все лицо задумчивое, почти суровое.
“Она была вся - огонь, вся - страсть и вся - противоречие: мстительна и добра, великодушна и злопамятна; верила в судьбу и не верила в Бога... Не любила ласки и никогда ласки не забывала, как и не забывала оскорбления; боялась смерти и сама себя убила! Она говаривала иногда: “Такого как Я хочу, я не встречу...А других мне не надо!” - “Ну а если встретишь?” - спрашивала Анна. “Встречу - возьму” - “А если не удастся?” - “Ну, тогда ...с собой покончу. Значит не гожусь.”
“Что если этот сон - одно предвозвещанье
Того что ждет и нас, того что будет нам!
Здесь света с тьмой - там радостей, страданий
С забвением и смертию слиянье:
Здесь ночь и мрак - а там? что будет там?”
Одна из главных задач Скорпиона - проверять материал на прочность и превращать потенциальную энергию в кинетическую.
Его сила не в громздкой мощи, а в том, что он быстро обнаруживает слабые места и, атакуя, может сосредоточить на них все свои силы:
Велимир Хлебников
“ОН знает слабые места
Нагого тела, нагого воина проломы.
Он знает ямку живота,
Куда летит удар борца
Прямою вилкой жестких пальцев, -
Могилы стук без обиняка!
Летит наскок наверняка!
Одним лишь знаньем тайн силач,
С упругим мячиком ловкач.
Играет телом великана.
Умеет бросить наземь мясо,
Чужой утес костей и мяс,
Рассыпаться стеклом стакана,
В пространство за ушами
Двумя лишь пальцами вломясь.
Его умел, нагой, без брони,
Косой удар ребром ладони,
Ломая кости пополам,
Чужой костяк бросать на слом,
Как будто грохнувший утес,
Ударом молнии коснувшись кадыка,
Приходом роковой падучей
На землю падать учит
Его суровая рука.”
(Переворот во Владивостоке; 2-11 ноября 1921)
Скорпион - низвергатель идолов и авторитетов.
В определенном смысле для него действительно нет ничего святого, нет ничего чтобы он принял без критического изучения. Поэтому не случайно творчество многих Скорпионов представляет действительность в полемическом и обличительном разрезе.
Характерны, например такие отзывы о произведениях Вольтера:
“По своему обыкновению ругаться над всем, что есть хорошее на свете, шпынять наиязвительнейшим образом над всеми истинами и над всем, что на свете за свято почитается, шпынять над государями, над народами и над всем человеческим родом, низводить оный в равенство и собратство скотов, ополчаться против самого творца... вперять наихитрейшим и коварнейшим образом в умы смертных наивреднейшие и опаснейшие сумнительства, развращая злодейски сердца невинные и непорочные, потравляя оные хуже нежели ядом и отравою, губить людей душевно и телесно”
(Из неизданного литературного наследия Болотова)
Даниил Андреев
“...Когда Уицраор (это дух народа или дух территории, или и того и другого) в отношениях к своему собственному народу перестает ограничиваться той долей насилия, без которой невозможно существование никакого государства вообще, и, терзаясь неутолимой алчностью и жгучим желанием абсолютной власти, превращает свое государство в сплошную систему щупалец, всасывающих шавва в бездонное инфрафизическое чрево, все это оказывается лишь другою стороной его деятельности, как орудие великого мучителя.
Вампирическая структура, унаследованная от Гагтунгра, предает распухающей плоти уицраора характер упыря, бесчисленными присосками впившегося в народное тело, в его эфирную и астральную ткань.
Жругр существует лишь постольку, поскольку ему удается всасывать шавва, то есть излучения людей, связанные с государственным комплексом их психики....”
Альбер Камю
Одна из основных работ Камю - роман “Чума” в непосредственном прочтении предстает как отчет об эпидемии бубонной чумы разразившейся в алжирском городе Оран. Источник astrojurnal.ru
На другом уровне его можно воспрнимать как аллегорию фашистского нашествия на Францию. Но на самом глубоком уровне понимания “Чума” - отражение постоянных размышлений Камю по поводу философии способной объединить расколотое человечество. Чума многими комментаторами рассматривалась как аллегория для абстракций, мешающих людям жить нормальной жизнью. Чума - нечто вроде яда ложных воззрений, отравляющих людей.
Роман насыщен очень сильными описаниями смерти. В фокусе внимания - исследование жизни на грани смерти, в условиях строгого карантина, резавшего по живому людские судьбы. Чума привела к небывалому разделению людей.
Родственики, друзья разделены барьером страха и подозрения т.к.:
“Здравый смысл подсказывал, что твой сосед в любой момент может заразить тебя, и ты об этом ничего не узнаешь...”
Чума превратила город в настоящее чистилище, где никто не мог избежать страданий. Герои Камю видят выход в повседневной рутинной работе, выполнении конкретных функций и даже культивировании естественных человеческих потребностей. Только реальная жизнь во всех ее проявлениях способна помочь (отвлечь) от всеразрушающей абстракции - Чумы.
Андрей Белый
“И в раздолье, на воле - неволя;
И суровый свинцовый наш край
Нам бросает с холодного поля-
Посылает нам крик: “Умирай -
Как и все умирают...”
Зинаида Гиппиус
“Я в тесной келье - в этом мире.
И келья тесная низка.
А в четырех углах - четыре
Неутомимых паука.
Они ловки, жирны и грязны.
И все плетут, плетут, плетут...
И страшен их однообразный
Непрерывающийся труд”
(Пауки)
“Нет, никогда не примирюсь.
Верны мои проклятья.
Я не прощу, я не сорвусь
В железные объятия.
Как все пойду, умру, убью,
Как все - себя разрушу,
Но оправданием - свою
Не запятнаю душу.”
(Без оправданья)
Автор Андрей Битов
"Эзотерический Учебник Литературы (Астрология литературного творчества)", фрагменты